Нет кредитов
1

Оформите заявку

У Вас это займет не больше
5 минут

2

Получите ответ

Мы дадим ответ в течение
15 минут

3

Мгновенно получите деньги

Visa Mastercard

Проблемы и пути совершенствования законодательства в области потребительского кредитования

06.09.2014

Каждый банк, рано или поздно, сталкивается с проблемой неплатежей, и перед его руководством встает дилемма – решать этот вопрос собственными силами, увеличивая штат специализированных сотрудников, или обращаться в компанию, профессионально занимающуюся сбором задолженности.

В большинстве случаев, следуя сложившейся традиции, руководители кредитных организаций поручают решение этой задачи штатным юристам, либо службе экономической безопасности банка. Преимущество этого варианта – в экономии средств на оплату услуг коллекторской компании, а также в относительном контроле за ходом выполнения работ своими сотрудниками. На практике подобная экономия не всегда себя оправдывает. Недостаток специальной подготовки, опыта, гибкости, свободы принятия решений и отсутствие прямой материальной заинтересованности в возврате денежных средств, в конечном счете, приводит к малоэффективным результатам действий штатных сотрудников банка.

В развитых странах взыскание долгов – достаточно распространенный и успешно развивающийся бизнес. Это связано со стремительным ростом рынка потребительского кредитования, что привело к появлению большого количества должников. Перед выдачей кредита банк проверяет кредитоспособность заемщика, берет залог и просчитывает свои риски. Заемщик же, подписывая договор, обязуется выполнять конкретные обязательства перед банком, но далеко не всегда обязательства выполняются кредитором вовремя. Выдавая кредиты, банки могут рассчитывать на возврат основной части займов только через 10-15 лет. За этот промежуток времени может измениться не только социальный статус заемщика, но и его кредитоспособность. Еще несколько лет назад в ссудных портфелях банков превалировала доля стандартных - обеспеченных залогом кредитов. С активным развитием розницы увеличилась доля сомнительных займов, в основном за счет беззалоговых потребительских кредитов и прежде всего экспресс-кредитов в розничных торговых сетях.

Впервые коллекторские агентства – организации, профессионально занимающиеся сбором просроченных займов, появились в США в конце 60-х годов. На сегодняшний день в США сбором долгов занимаются порядка 6 500 коллекторских агентств («collection agency»). Бизнес, связанный с взысканием просроченной задолженности получил серьезное развитие в послевоенные годы прошлого столетия, когда начался бум потребительского, в том числе ипотечного кредитования, возникли разнообразные банковские услуги, такие как кредитные карты, автокредитование и т.п. Разумеется, за бумом кредитования сразу же последовал вал просроченных задолженностей. Так стали появляться организации, профессионально специализирующиеся на сборе долгов.

Для иллюстрации работы коллекторов хорошо подойдет пример взыскания ими дебиторской задолженности банков, ведь банки – одни из самых частых клиентов коллекторских агентств. В США, кстати, еще в 70-х годах банки работали с 3-5 агентствами. В 80-х же конкуренция между ними увеличилась настолько, что число агентств, работающих для одного банка доходило иногда до 25-30.

В США создана устойчивая процедура работы банков с проблемными кредитами. В первый месяц возникновения неплатежа банк действует самостоятельно, звонит должнику и просит погасить долг. На 30-й день задолженности кредит признается проблемным, на эту сумму начисляют повышенные проценты, штрафы, пени.

90-й день - это последний день, когда банки работают по проблемному кредиту. На 91-й день разбираться поручается независимому коллекторскому агентству.

На 210-й день долга информация о должнике уже поступает из коллекторского агентства в кредитное бюро, и там на него заводится дело.

Однако и в США такая система сложилась не так давно. Вначале деятельность профессиональных взыскателей была слабо урегулирована и одним из результатов этого стало широкое применение взыскателями недобросовестных методов.

После расследования Конгрессом США в сер. 70-х деятельности коллекторов, был принят специальный Закон «О добросовестной практике взыскания долгов» (Fair Debt Collection Practices Act). В самом тексте Закона американский законодатель четко прописал цели его принятия:

  • устранение практики недобросовестного взыскания со стороны сборщиков долгов;

  • создание для коллекторов таких условий, при которых сборщики долгов, воздерживающиеся от недобросовестной практики взыскания, не теряли бы конкурентоспособности;

  • обеспечение со стороны государства защиты потребителей от недобросовестной практики взыскания долгов.

В Законе можно выделить основные ограничения, налагаемые на процесс взыскания:

  • Запрет на введение должника в заблуждение относительно того, кто проводит взыскание. То есть коллекторам запрещено использовать приемы, которые могли бы заставить должника подумать, что с него осуществляет взыскание кто-то другой, в том числе, государство. Коллекторы должны сразу же четко называть себя и взыскателя. Также запрещено вводить неплательщика в заблуждение относительно юридических последствий неплатежа, суммы долга и много другого.

  • Запрет на «втягивание» в процесс взыскания долга окружения должника, то есть его семьи, работодателя и др. Введены существенные ограничения на информирование кого-либо о том, что в отношении данного человека осуществляется процесс взыскания, если только на это не дал согласие сам должник или в случае вынесения соответствующего судебного решения.

  • Запрет на совершение в отношении должника некорректных действий, например, ночные звонки, оскорбления и угрозы, попытки повредить репутации должника. Коллекторам разрешается беспокоить должников с 8 утра до 9 вечера. Сотрудник должен прекратить свое общение с должником, если тот направил в коллекторское агентство письменное уведомление с жалобой на агента. Тогда к нему направят другого сотрудника.

  • Если заемщик перепоручил вести переговоры насчет долга своему адвокату, то именно с последним и должен общаться коллектор. Вновь обратиться к должнику он может только в том случае, если адвокат по каким-то причинам с ним не связался.

В письме, направленном заемщику из агентства, не должно использоваться слово «долг» (debt) или «коллектор» (collector). Запрещается посылать уведомления, внешне напоминающие документы, рассылаемые государственными инстанциями. Коллектор не имеет права угрожать судебным преследованием, если на самом деле это не входит в его планы. Недопустимы объявления о продаже какого-либо долга с целью принудить к погашению долга (это фактически репутационное давление).

Также запрещено продолжать взыскание задолженности, если должник ее оспаривает (в случае, если задолженность не подтверждена в установленном законом порядке, например, судебным решением). Нарушение норм о добросовестном взыскании влекут за собой ответственность коллектора – вплоть до уголовной.

Успех потребительского кредитования в Великобритании (в первую очередь финансирование покупок – кредитные карты до конца 80-х годов считались атрибутом высокого уровня заработка и не имели широкого распространения) повлиял на осознание необходимости закона, регулирующего права и обязанности сторон, участвующих в таких отношениях, и оговаривающего правовые последствия при их нарушении. Первоначально такая деятельность регулировалась вместе с рынком торговли; в первую очередь потому, что финансирование покупок стало одной из возможностей увеличения продаж, то есть услуга кредитования рассматривалась как сопутствующая. Поэтому изначально кредитование и порядок взимания задолженности регулировались актом «О добросовестной торговле» 1973 года (Fair Trading Act). Позднее был составлен акт «О потребительском кредите» 1974 года (Consumer Credit Act), где были отдельно оговорены вспомогательные кредитные организации (ancillary credit business), куда включаются: бюро кредитных историй – БКИ (credit reference bureau), агентства по сбору долгов (debt collecting) и организации, осуществляющие консультирование по выплатам долгов (debt counseling).

На уровне отношений банк – заемщик вопрос решился введением в действие акта «О финансовых услугах и рынках» 2000 года (Financial Services and Markets Act), санкционировавшего создание мегарегулятора рынков банковских услуг, страхования, ценных бумаг - Financial Services Authority и Службы омбудсменов финансового рынка (Financial Ombudsman Service - FOS), которой предписывалось рассматривать жалобы потребителей, являясь альтернативой гражданских судов. В ноябре 2002 было выпущено отдельное предписание по коллекторам, обновленное в июле 2003 года и в декабре 2006 года (Guidance of Debt Collection). Акт «О потребительском кредите» 2006 года расширил полномочия FOS на рассмотрение жалоб по коллекторским агентствам.