Нет кредитов
1

Оформите заявку

У Вас это займет не больше
5 минут

2

Получите ответ

Мы дадим ответ в течение
15 минут

3

Мгновенно получите деньги

Visa Mastercard

Государственный кредит

02.09.2014

 Государство может выступать в качестве кредитора и предоставлять кредит различным субъектам. Однако чаще под государственной фор­мой кредита понимают «кредит, получаемый государством от юриди­ческих и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственно­го займа»6. Осуществляя заимствования, государство размещает свои долговые обязательства (векселя, облигации, ноты) под определенные государственные программы. Займы могут размещаться на краткос­рочный и долгосрочный периоды. В отличие от государственных зай­мов, государственная форма кредита распространена незначительно. В условиях рыночной экономики существует практика предоставления займов федеральным и местным органам власти через банковскую си­стему с использованием залоговых инструментов - различных прави­тельственных ценных бумаг.

 Нередко рост государственного долга превышает прирост ресурсов, а иногда и прирост ВВП. Дело в том, что значительная часть расходов государства направляется на выплату государственного долга и про­центов по нему. Основной формой погашения государственного долга является выпуск государственных обязательств с государственной га­рантией, которые приносят владельцу фиксированный процент.

Активный бюджетный дефицит означает использование денежных средств сверх реальных источников дохода. При этом важно то, что аккумулированные в бюджете средства направляются в коммерческую сферу или реальный сектор экономики. Пассивный бюджетный дефи­цит связан с денежной эмиссией как основным источником покрытия расходов бюджета, направляемых на текущие социальные нужды.

Активный бюджетный дефицит имеет рыночную природу, пассив­ный - нет, поскольку не предполагает возврата денежных средств. Мировая практика показывает, что пассивный бюджетный дефицит не Должен превышать 5% от ВВП.

В 1996 г. Россия вошла в пятерку самых крупных должников. Раз­мер государственного долга в последние годы составляет 50% ВВП.  

 целом в мире эта цифра колеблется в пределах от 8 до 45-60%. Величи­на внутреннего государственного долга Российской Федерации на 1 ян­варя 1999 г. составила 632 млрд долл.; внешнего - 167 млрд долл. На­чиная с 1999 г., постепенно сокращались размеры абсолютного и отно­си 1 ельного внешнего долга. В частности, государственный внешний долг снизился в абсолютном выражении с 158,4 млрд долл. в 1999 г. до 120,8 млрд долл. в первом полугодии 2003 г., что в относительном вы­ражении (в процентах к ВВП) составило соответственно 89,7% в 1999 г. и 33% в первом полугодии 2003 г. «Хотя Россия близка к преодолению 30%-ной отметки отношения внешнего долга к ВВП, которая рассмат­ривается рядом экономистов как некоторый важный рубеж, проблемы в этой области остаются. Абсолютный размер внешнего долга по-пре­жнему значителен, а отрицательную роль в долговой политике России играет тот факт, что не до конца урегулированы долги бывшего СССР»7. По состоянию на 1 января 2004 г. внешний долг РФ равнялся уже 184,2 млрд долл., в том числе, 2/3 всего государственного долга при­шлось на долю бывшего СССР.

На встрече Президента России и Президента Всемирного банка Дж. Вулфенсона 14 ноября 2002 г. было заявлено, что в 2002 г. Россия на­мерена вернуть Всемирному банку 1,2 млрд долл., в 2003 г. - 2,2 млрд долл. В свою очередь, Всемирный банк намерен предосгавить кредиты России на сумму около 1 млрд долл. с целью инвестирования проектов8.

Темны роста суммарного долга в экономике США являются значи­тельными. Если в конце 1960-х гг. задолженность не превышала 2 трлн долл., то к концу 1980-х гг. суммарный долг составил уже 4 трлн, а в 2004 г. перескочил отметку 7 трлн долл. Уже в 1990 г. общая сумма толь­ко выплат процентов по долговым обязательствам достигла 35% ВВП США и с тех пор значительно увеличилась.